Ее руки превращают холодный металл в живую эмоцию. Ольга Клапцова создает скульптуры из бронзы: легкие и парящие. Они впечатляют мастерством исполнения и глубиной образов. Мастер умело передает язык тела, делая его основным средством выражения.
Работы скульптора заслужили признание не только в России, но и за рубежом: на международных ярмарках и выставках искусства. Даже сегодня, несмотря на сложные обстоятельства, отмены и препятствия, она продолжает творить и остается востребованной – как в своей стране, так и за рубежом.

Мы поговорили с Ольгой о том, как ей удалось сохранить культурные связи с Францией, что ее вдохновляет в это непростое время, и как создаются ее неповторимые скульптуры.
– Ольга, расскажите о Ваших актуальных проектах.
– Я недавно вернулась из Парижа, где принимала участие в 11-й выставке-ярмарке современного искусства Art 3f в Париже. Она проходила в одном из самых крупных выставочных центров Европы – «Порт-де-Версаль» (Paris Expo Porte de Versailles), на стенде галереи G Gallery Samara. Совместно с другими современными русскими художниками, работающими в разных жанрах, я представляла российское современное искусство как скульптор. Я выставила 4 свои работы, 2 из них были проданы.

– Как Вы себя ощущали на выставке? Что Вы чувствовали, учитывая сложившуюся напряженную международную обстановку?
– Я ощущала невероятный зрительский интерес ко мне и моим работам, и в целом – к нашему русскому стенду. К нам подходили французы и говорили: «Русские, возвращайтесь!» Слышать это, видеть симпатию и восхищение работами наших художников, было очень приятно.
После выставки все мои знакомые задавали вопрос: как вам это удалось? Надо отдать должное организаторам выставки – Art3F Paris, независимым от каких-либо политических убеждений. Компания проводит выставки-ярмарки современного искусства во многих европейских странах и во многих городах Франции. В Париже такая выставка проходит дважды в году. Нас приглашали вернуться вновь.
В ходе выставки я получила приглашение выставляться весной в галерее в Ницце, вместе с другими художниками из России.
– Видимо, искусство способно нарушить установившийся в последнее время между Россией и Францией почти тотальный «режим тишины»?
– Культура – великая объединяющая и созидающая сила. Она должна быть вне политики. Именно искусство помогает людям находить точки опоры в самое сложное и нестабильное время.
Одна из значимых моих работ, представленная на выставке, скульптура малой формы, так и называется – «Равновесие». Ее главная идея: когда весь Мир рушится, дай ему разрушиться, но только удержись сама, сохрани свой внутренний мир, свой покой, свой сон, своё Равновесие, балансируй на кончиках пальцев. Эта работа нашла отклик в сердцах многих людей. Ко мне подходили гости выставки, говорили теплые слова. А французский художник Франсуа Саук, чьи работы с большим успехом последние 4 года продаются в галерее Сarré d’artistes в Москве, вдохновившись моими работами, графически отрисовал их. Я на основе рисунков Франсуа разработала и запустила коллекцию футболок. Так возникла идея коллаборации между французским художником Francois Sahuc и русским скульптором Ольгой Клапцовой. Поэтому мы – художники разных стран – не только не рвем прежние связи, но и налаживаем новые – прочные ниточки, соединяющие сердца.
Я уверена, культуру – как русскую, так и глобальную – отменить невозможно. Все санкции, отмены, режимы тишины – это политические игры, которые не могут запретить нам, художникам, творческим людям, транслировать свои идеи, эмоции, мысли во Вселенную. Культура призвана объединять, созидать и она должна быть, конечно, вне политики.


– Вы стали скульптором в довольно взрослом, осознанном возрасте. Расскажите о начале творческого пути.
– Я – не профессиональный художник и скульптор. По образованию я – историк и искусствовед. Окончила РГГУ. Скульптором я стала случайно. Но, как мы знаем, все случайности в нашей жизни не случайны.
Я всегда тяготела к прекрасному. Не могу сказать, что я с детства рисовала и лепила из пластилина, но, возможно, желание творить было глубоко в моем подсознании. И, спустя годы, благодаря случаю и одному важному для меня человеку, проявилось и выросло в новую профессию.
В 2013 году я пришла на мастер-класс известного скульптора-монументалиста Вадима Кириллова. Помню, как впечатлили меня его работы, его личность. Вадима Кириллова я называю своим учителем и Мастером с большой буквы. Именно он открыл мой талант и способности, о которых я не знала. Он преподавал мне азы ваяния, показывал, как из глины и скульптурного пластилина рождаются живые образы, наполненные энергией и смыслом. Это невероятная магия искусства!
– Ольга, у Ваших работ – уникальный стиль и узнаваемый авторский почерк. Расскажите, как Вы придумываете свои скульптуры?
– Моя работа – это сублимация собственных эмоций и переживаний. У меня нет проходных работ. Я не выполняю скульптуры на заказ. В каждую свою скульптуру я вкладываю частицу своей души, пытаясь совместить художественную, метафорическую составляющие, эмоциональный посыл. Я очень часто слышу, что мои работы помогают людям в сложные моменты. Например, работа «Равновесие», о которой мы говорили, уже живет своей отдельной жизнью. Ее отрисовали художники, я создала авторский мерч. Люди носят футболки с изображением скульптуры и говорят, что это придает им уверенности и силы. Для меня – это главная цель моего творчества. Это то, к чему стремится каждый художник – создавать жизнеутверждающее и вдохновляющее искусство.


– Что Вас вдохновляет? Как происходит создание арт-объектов?
– Вдохновение – сложная материя. Я не могу, как ремесленник, сесть и выдать на-гора новую скульптуру. Поэтому от идеи до воплощения – обычно проходит довольно много времени – от трех месяцев до полугода.
Например, этим летом я принимала участие в опен-колл выставки «Трын*Трава. Современный русский стиль», цель которой – поиски русского кода, современного русского стиля, объединяющего многообразие культур народов, проживающих на территории нашей страны. И я очень долго пыталась создать нечто, передающее этот новый русский код. Но у меня ничего не получалось. В последний момент мне пришла идея создать образ хозяйки Медной горы из сказов Бажова в новом прочтении. Когда этот образ наконец выкристаллизовался – я успела воплотить задуманное только в пластилине. Отлить в бронзе – уже нет. Надеюсь, это удастся сделать к новой выставке «Трын*Трава», которая пройдет в 2024 году.
Меня вдохновляет классическое искусство: скульптуры Огюста Родена и Альберто Джакометти. И когда мои работы сравнивают с шедеврами Джакометти – а это происходило не раз, причем, говорили это люди из разных стран, — это невероятно окрыляет меня.
– Ольга, расскажите о Вашем развитии в карьере, о важных проектах в Вашем творчестве.
– Моя творческая карьера – еще в самом начале. Я 10 лет занимаюсь скульптурой, но только год назад решила заявить о себе. Набралась смелости и вышла за пределы мастерской: начала устраивать небольшие персональные выставки, участвовать в мероприятиях. До этого я создавала работы для друзей или, что называется, в стол.
До сих пор во мне силен пресловутый синдром самозванца. Мне часто кажется, что я не могу называть себя скульптором, не имея за плечами базового художественного образования. Преодолеть эту неуверенность помогают люди, которые любят, хвалят, покупают мои скульптуры. Мой авторский стиль трогает души и сердца. Такая обратная связь дает мне силы творить.

– Какой совет Вы дадите начинающим скульпторам?
– Путь скульптора – невероятно тернист. Но, если у вас есть внутренняя уверенность, что то, что вы делаете, кому-то нужно, то творите, не обращая внимания на трудности и критику. Двигайтесь только вперед!
Заявить о себе в мире современного искусства непросто. Тенденции таковы, что современное искусство все чаще несет в себе какую-то разрушительную деструктивную силу. И меня это печалит. Я – за красоту, за те вечные ценности, которые были заложены в классическом искусстве, за новое прочтение, восприятие, но только в созидательном ключе. И я уверена: такое искусство – дающее людям силы, энергию, радость – всегда найдет своих почитателей. Творите, создавайте красоту и будьте счастливы!