СИНЕМА ПРЕСТИЖ
представляет
КРИСТЕН СТЮАРТ и ХЛОЯ СЕВИНЬИ
в триллере
«МЕСТЬ ЛИЗЗИ БОРДЕН»
(«Lizzie»)
США, 2018, триллер, 105 мин.
4 августа 1892 года усадьба состоятельной семьи Борден огласилась дикими криками. Служанка обнаружила изуродованные и окровавленные тела главы семейства и его жены. Кто-то нанес супружеской паре десятки зверских ударов топором. Следов ограбления не нашли, и основной подозреваемой стала девушка, чьи отец и мачеха были убиты с поразительной жестокостью.
Расследование этого преступления вылилось в одно из самых известных и невероятных дел в истории американской криминалистики, в легенду о насилии и мести, о тайной и запретной страсти.
ЛИЗЗИ БОРДЕН. КАК ЭТО БЫЛО
Эта история действительно произошла в 1892 году в маленьком городке в штате Массачусетс. Лиззи Борден и ее сестра Эмма рано потеряли мать. Отец женился на другой. Атмосфера в семье была тягостной. Сестры страдали под гнетом отца-тирана. Но Эмма скрашивала жизнь встречами с друзьями, а Лиззи была замкнута и одинока. Однажды городок замер в ужасе: кто-то зарубил топором мистера и миссис Борден. Во время процесса, несмотря на неопровержимые доказательства вины Лиззи, присяжные ее оправдали, и она вышла из тюрьмы. Со временем ее имя стало нарицательным – так называют женщин-убийц, использовавших в качестве орудия топор. Лиззи – героиня десятков романов, пьес, фильмов, сериалов и даже детских считалок:
Девица Лиззи Борден вошла однажды в дом
И сорок раз мамашу хватила топором.
Немного отдохнула, топорик подняла
И столько же ударов папаше нанесла.
Потом она вздохнула, поправила платок
И стукнула папашу еще один разок…
Лиз Борден топорик схватила,
Раз двадцать маман угостила,
Затем за отца принялась,
По кумполу бедного хрясь!
В то же время в Америке до сих пор существует «Общество друзей Лиззи Борден», настаивающее на ее невиновности. Дом, в котором произошло знаменитое убийство, сохранился до наших дней – теперь там отель «Ночлег Лиззи Борден», где туристы останавливаются на ночь, чтобы пощекотать себе нервы. Кто-то слышит женский плач, кто-то видит призрак дамы в платье викторианской эпохи…
КРЭЙГ УИЛЬЯМ МАКНЕЙЛЛ: Истинные страхи скрываются в обыденности
Впервые я узнал о Лиззи Борден и жестоком убийстве ее отца и мачехи, когда был еще ребенком. Я вырос в маленьком городке в Новой Англии – недалеко от Фолл-Ривер, где за много лет до этого жили Бордены. Моя мать коллекционировала и продавала антиквариат. Чердак нашего дома был заполнен старой мебелью, накрытой белыми простынями – благодатная почва для наших с братом фантазий об убийствах, якобы случившихся в доме, и о призраках жертв, якобы обитавших в наших комнатах. Лиззи Борден часто фигурировала в этих историях. Она была темной искрой нашего вдохновения в попытках запугать друг друга.
По мере того, как я становился старше, Лиззи по-прежнему будоражила мое воображение, но уже не столько фактом жуткого убийства. Мне хотелось понять причины, которые привели к этому ужасному преступлению. В фильме я хотел исследовать именно предысторию, понять ее и в историческом, и в психологическом контексте, подумать о потенциальной мотивации Лиззи. И задаться вопросом: если она действительно убила, как такие страшные побуждения могут проявляться в человеке.
Я надеюсь, что, посмотрев фильм, зрители задумаются, была ли Лиззи фактически психопаткой или сломленной душой, у которой был единственный путь. Я хотел приблизить Лиззи к зрителям, чтобы они почувствовали ее жизнь, находились вместе с нею в комнате, оценивали ее положение не отстраненно и бесстрастно, а с пониманием. Поэтому я, сделав акцент на повседневной рутине, на тишине и замкнутости пространства ее дома, разворачивал повествование с размеренной сдержанностью и подспудно растущим чувством ужаса. Мне кажется, истинные страхи скрываются в реальности и обыденности.