Статья раскрывает актуальную тему эмоционального выгорания – хронического стресса, вызывающего ощущение внутреннего истощения. Согласно Международной классификации болезней, эмоциональное выгорание часто – следствие хронических переработок. Это состояние возникает из-за неспособности делегировать. Мы тащим все на себе, думая, что без наших усилий созданный нами мир рухнет. А в результате – разрушаем сами себя.
Как бороться с выгоранием – рассказывает Екатерина Лясникова, предприниматель, основатель компаний ROCFID Consulting и ROCFID Академия, ментор Акселератора Министерства Инвестиций Московской области.
У Екатерины – 16 лет управленческого опыта, она была топ-менеджером с 2 000 сотрудников в управлении по всей России. Трижды делала х10 за 2 года в разных нишах. Сегодня она – специалист по выстраиванию системного бизнеса и автономной работы команды, консультирует предпринимателей по данным вопросам.
“Я много работаю с женщинами-предпринимателями, и многих из них объединяет общая история. Они уходят из найма в бизнес ради идеи свободы. В результате: бизнес есть, а свободы нет. Работа 24/7, боязнь выпустить телефон из рук, невозможность улететь в отпуск («без меня вс е рухнет!») и прочие «прелести» свободного плавания. Это ощущение: все держится на мне – очень опасная ситуация, которая ведет к выгоранию.
Женское выгорание – тема особая. Так сложилось, что у женщин – больше социальных ролей, чем у мужчин. Нам приходится не только работать, но и уделять время семье, детям, содержать в порядке дом, общаться с родителями и друзьями. Хаос в работе порождает хаос в других сферах жизни – по принципу домино вся «постройка» рушится, наступает выгорание. Если ловите себя на мысли: «Хочу сбежать от всего» – вы в зоне риска. В этой статье я расскажу о трех главных шагах по выходу из тупика”.
Совет первый: делайте бизнес руками команды
Вам необходимо принять решение делегировать обязанности своей команде. Почему я говорю – принять решение? Потому что часто женщины-предприниматели – очень активные, привыкшие все тащить на себе. Это не дает возможность людям вокруг проявляться, брать на себя ответственность. Команда от таких действий руководителя становится слабее, а женщина-предприниматель вынуждена работать без выходных и отпусков.
Если вам кажется, что без ваших ежедневных сверхусилий мир рухнет, просто оглянитесь вокруг: есть множество успешных корпораций, в которых десятки и сотни тысяч сотрудников, а это значит, что делегирование возможно, и оно работает.
Делегирование – это не про доверие, а про грамотную коммуникацию с сотрудниками и точки контроля ключевых задач. Это чистая технология, и хорошая новость в том, что ей можно научиться.
Выпишите свои задачи, решите, какие сотрудники нужны для их выполнения с учетом роста. Если команда сформирована, пересмотрите список дел: что именно вы делаете только сами, где вы препятствуете тому, чтобы сотрудники себя проявляли. Начните передавать задачи и выстраивать между коллегами кросс-функциональное взаимодействие – учите их общаться и решать проблемы самостоятельно, без вашего участия. Это не сложно, если у вас налажена система планерок, есть проектная система управления, четкая постановка задач, дедлайны и ответственные. Все это можно выстроить, главное – захотеть.
Совет второй: освойте стресс-менеджмент
Стресс-менеджмент — это совокупность приемов, благодаря которым вы по-новому выстраиваете режим – с заботой о своем ментальном и физическом здоровье.
Чтобы начать практиковать стресс-менеджмент, нужно прежде всего разграничить личное и рабочее время. Большая ошибка – смешивать это. Честно ответьте себе на вопрос: сколько времени в день, в неделю вы готовы посвящать работе, со скольки до скольки можете продуктивно трудиться. Мой график обычно строится так: я приступаю к работе в 10 и заканчиваю не позднее 18-ти часов. До 10 утра – время для меня и моей семьи. Я завтракаю с мужем и детьми, затем развожу детей в школу и сад. Вечером – также мое личное время.
Держать режим – это фундамент. У организма должна быть опора в стабильности и дисциплине. Важно не только работать, но и ложиться и вставать в одно и тоже время, отклоняясь от графика на 20-30 минут.
Основа правильного режима и продуктивности – достаточное количество сна. Это мега важно. Если сна мало, наш организм не выдерживает нагрузок и быстро сдает позиции. Поэтому важно восполнять недостаток сна – добирать его с помощью дневного сна в выходные или 2 дня подряд ложиться спать раньше привычного
Цифровая гигиена – еще одна составляющая стресс-менеджмента. Раз в неделю от 2 часов до 24 часов отключайтесь от смартфона вообще. Информационный шум отрицательно влияет на нашу энергию, отнимает много внимания и сил, которые необходимы нам для работы и жизни.
Заряжайте свою биологическую батарейку с помощью простых решений: здоровая еда – сон – прогулки – витамины – отдых.
Физическая активность делает нас сильнее и выносливее. Добавляйте и увеличивайте свою физическую активность – начните с ходьбы по 30-40 минут в день и увеличивайте до 10 000 шагов. Включите в свою жизнь плавание / ОФП / велосипед / любые другие тренировки.
Уменьшайте мультизадачность – она убивает. Найдите окно в расписании, где вы будете наедине со своими мыслями и выдыхайте.
Заземляйтесь – гуляйте, дышите воздухом, ходите по земле босиком (когда это возможно), сидите у камина, принимайте ванну. Важно соприкасаться со всеми стихиями.
Регулярно делайте чек-ап здоровья, сдавайте анализы на аминокислоты.
Совет третий: четко поставьте задачу своему мозгу
Я понимаю, что мои советы могут вызвать панику у многих. «Как это возможно?» – спросите вы, – «Сейчас я работаю по 14 часов в день и не все успеваю». Отвечу: возможно все, если правильно сформулировать задачу своему мозгу. Хотите избежать выгорания, меньше работать и больше времени посвящать семье и себе – примите четкое решение. Наш мозг так устроен, что способен решить очень сложные задачки, если есть необходимость. Он сам начнет генерить идеи по делегированию, перераспределению времени и видеть решения в этой плоскости. Пробуйте и извлеките новый опыт!