Юлия Мамонтова – художник, эксперт в области энкаустика, Член Международной Ассоциации Энкаустов IEA (International Encaustic Artists) – создает работы в технике энкаустика с 2015 года и занимается возрождением техники энкаустики в России на добровольных началах. Ведет авторскую передачу на канале АРТВЕСТИ и является организатором первой международной онлайн выставки-конкурс #ЭнкаустикаСегодня.

-Юлия с чего начался ваш путь в творчество?
-Профессионально заниматься живописью и получать соответствующее образование я начала в зрелом возрасте. Хотя желание писать живет во мне с детства — в школе всегда отмечали мои рисунки, но я не родилась, как говорится, с карандашом.
В семье не было художников, но были предки — например, купец Василий Мамонтов, прадед по линии отца — который, по рассказам бабушки, очень интересовались искусством. Думаю, это сыграло свою роль. В юности по пути искусства мне помешал пойти спорт (я КМС по плаванию), потом образование, работа, свой бизнес. Я добилась успеха в работе и решила, что пришло время заняться чем-то для души, тем, к чему меня всегда тянуло. На этом этапе было много сомнений и размышлений о том, получится ли у меня и здесь помогла вера в себя и опыт спорта, бизнеса — “не сиди на месте, а бери и делай.“
Я поступила в МГАХИ им. В. И. Сурикова и начала очень много работать, искать и раскрывать в себе художника. В этом мне помогали педагоги Воронова В.О. и Кузьмин Р.А.— думаю, это один из важных факторов для становления.
Когда ты видишь свой прогресс, результаты (выставки, продажи картин, рекомендации влиятельных экспертов) — это стимулирует развиваться дальше.

-Вы носите звучную фамилию. Расскажите историю Ваших предков.
-Я правнучка русского купца Василия Мамонтова, который продолжал семейное дело XVIII-XIX веков в составе Товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства, доставляя товары из Англии до Архангельска и Урала по реке Мезень. Родовую фамилию по линии моего отца я взяла для псевдонима, поскольку горжусь деяниями своих предков. Купцы Мамонтовы внесли огромный вклад в развитие русской культуры XIX-XX веков.
Как и мои предки, я хочу внести свой вклад в сохранение и развитие русской культуры, потому охотно делюсь своими знаниями и умениями в живописи и всегда готова к сотрудничеству.
-Юлия, расскажите подробнее о технике в которой вы работаете.
-Энкаустика – это техника живописи восковыми красками с горячими инструментами, незаслуженно забытая в наши дни. Секреты этой древней техники были почти утеряны в XII веке. Восстановить их и вдохнуть новую жизнь удалось советскому художнику Василию Хвостенко в 1935 – 1985 г. Сейчас энкаустика опять незаслуженно забыта и не так известна, как за рубежом.
Спустя два тысячелетия я возрождаю древнюю традицию энкаустической живописи мастеров Эллады, чьи произведения прекрасно сохранились до наших дней и являются жемчужинами коллекций лучших музеев мира.
При нанесении восковых красок горячим способом, воск застывает почти мгновенно, рождая необычную многослойную фактуру, создавая рельеф цвета. Фактура является наиболее мощным выразительным инструментом в живописи, поскольку традиционно реалистическое искусство создаёт иллюзию глубины пространства, а изображение не выступает над поверхностью стены, холста или доски.
Мои произведения выполнены в стиле энкаустического импрессионизма. Идея, которой был одержим Михаил Врубель «возвести кусок жизни в перл создания» – интересовала меня всегда, потому что я вижу в каждом натюрморте, цветке или пейзаже отзвук вечной красоты и гармонии, хочу передать это ощущение в своих работах. К несчастью, свежесть красок в произведениях моих любимых импрессионистов: Клода Моне, Берты Моризо, Альфреда Сислея не сохранится тысячелетиями.
История изобилует примерами, когда мастера, не признанные современниками, становятся настоящим открытием для потомков. Потому я решила создавать свои произведения долговечными, используя рецептуру восковых красок древних мастеров.

-Знаем что недавно у вас состоялась персональная выставка энкаустики «Флоральные мифы Эллады»? Все задуманное получилось?
-Да и я надеюсь, теперь энкаустика станет известнее как в профессиональных кругах так и в широких слоях населения.
С 20 августа по 4 сентября 2020 года прошла моя персональная выставка энкаустики «Флоральные мифы Эллады» в Музее Русского Искусства. Деятельность музея , расположенного в Усадьбе Струйских в центре Москвы, в историческом районе Немецкой Слободы, направлена на восстановление, популяризацию русского искусства. Именно поэтому музей поддержал моё творчество, я премного благодарна Павлу Викторовичу Булатову. В рамках выставки гости познакомились с древней техникой энкаустической живописи и узнали о древнегреческих мифах. Благодарю моих друзей, которые пришли и меня поддержали, которые неравнодушно относятся к энкаустическому искусству: Любовь Толкалина, Анна Русска, Григорий Гинзбург, Дмитрий Санджиев, Михаил Крунов, Лилия Ахметшина, Анастасия Меськова, Артём Овчаренко, Артур Овчинников, Елена Иванова, Лидия Александрова, Ирина Рогозина, Алиса Толкачева, Нина Шорникова, Юлия Трушля, Карина Мартиросян и другие.

-Чем вы вдохновились?
-Возможно, звучит немного банально и наивно, но моя главная цель в искусстве и в жизни – менять мир к лучшему. И я делаю это по-своему, по-особенному.
В своих работах я показываю, насколько история и традиции важны для современного мира и его преображения.
Свою глобальную миссию я вижу в содействии возрождению культур и искусства разных эпох. Удачное сочетание современных и древних техник, их гармоничный синтез – мой способ менять мир к лучшему.
-Какие у вас дальнейшие творческие планы?
-Мои энкаустические картины, созданные на деревянных панелях с пчелиным воском и пигментами трудно понять даже глядя на хорошие фотографии – ощутить цвет, объём, фактуру энкаустической живописи можно лишь вживую. На экране все техники живописи смотрятся одинаково. Но именно на выставке в хорошем музейном пространстве можно было ощутить очарование энкаустической живописи и погрузиться в пространство мифов Древней Греции, где о приключениях богов и героев нам напоминает растительный мир Эллады. И поэтому мне хотелось бы почаще выставлять свои работы в технике энкаустика на офф-лайн выставках. Следите за новостями на моем сайте и в инстаграме.