ЛЮДИ ПРЕКРАСНЫ, КАК ЦВЕТЫ. ЛИЦА ЛЮДЕЙ – СУТЬ ЭПОХИ.
Новая героиня нашей рубрики Елена Сурова- художник, искусствовед, член Международного художественного фонда, директор галереи современного искусства «Алые паруса».
Окончила Педагогическое училище имени К.Д.Ушинского, МГПИ им. Ленина (филологический факультет), Институт «Гелос» (специальность искусствовед). Проходила обучение в мастерской Александра Ивановича Осипова.

За 12 лет творчества написано более 100 работ в импрессионистической, экспрессивной манере. Концепция в творчестве: поэзия в картине.
Елена создала серию работ «ЛЮДИ-ЦВЕТЫ». Портреты-ассоциации, портреты-метафоры, где соединены характер человека, личности, и особенности, свойства цветка.
Она является автором работ «Из тьмы к свету» и коллекции «Самоцветы Серебряного века». В портфолио художника регулярные и персональные выставки в галерее «Алые паруса», две авторские выставки в Доме-музее Марины Цветаевой, а также участие в Международной художественной выставке «Женский образ».
Работы Елены находятся в частных коллекциях в России, Франции, Болгарии. О ней неоднократно выходили публикации в отечественной и зарубежной прессе, в частности, в журналах «Красота» и «Реноме».


«Поэт владеет словом, музыкант – звуком. А мне хочется быть поэтом цвета, ловить искры, брызги радуги и выплескивать на холст тепло и свет моей души!» – воодушевленно признается художник.
Мы задали несколько вопросов, чтобы постараться наиболее полно раскрыть характер героини, творчество и личность которой многогранны, и временами загадочны.
– Елена, с чего начался Ваш путь в творчестве? Что Вас вдохновило?
– Иоанн Кронштадтский говорил, что, целуя цветы, он целует руку, создавшую их. Цветы – остатки рая на Земле. И человек и цветы- плоды божественного проявления. Я очень люблю цветы, очень люблю людей, а все в этой жизни начинается с любви. Я человек восторженный, эмоциональный, меня многое радует, восхищает. Моя семья называет меня «Леночка-салют». Корни моего вдохновения именно в любви к цветам, краскам, людям, природе в ее широком значении. Я всегда хотела рисовать, правда не знала, что смогу. В детстве я разрисовывала в доме стены – рисовала на обоях! Даже мамин паспорт был изрисован моими «каракулями». Было много раскрасок, и я до мозолей на пальцах их раскрашивала. Обожала цветные карандаши и краски. Первую свою работу на холсте маслом я написала совместно с моим мастером-учителем в 2009 году. Именно он вложил мне в руки мастихин и сказал: «Пиши, у тебя получится!». В это время я обладала определенной насмотренностью, как искусствовед, но это важно и для художника. Навыков владения кистью, мастихином, конечно не было. Уроки рисования в школе не оставили заметного следа. А вот в педагогическом училище ситуация изменилась. Натюрморт, пейзаж, лепка шли «на отлично».

И вообще – кого можно назвать художником? Того, кто профессионально умеет изображать свет, рефлексы, выполнять сложные лессировки, придавать максимальное сходство, если это портрет? Безусловно -да. Но мне кажется, что художник прежде всего – это человек, который ярко и радостно воспринимает окружающий мир, его невероятное многообразие, его бесконечно меняющуюся палитру, все краски, звуки, шумы, шорохи, всю живую составляющую нашей планеты Земля. Художник- это неравнодушный человек, который любит жизнь и все пропускает через свое сердце. Стремится подарить свое радостное ощущение красоты людям. Такая вот музыка души, которой хочется поделиться. Название моих работ тому свидетельство: «Сирень душистая», «Розы для Анюты», «Георгины для Нади», «Бушующий май», «Солнечный денек», «В гостях у лета», «Пионы цветут», «Улыбка осени», «Розы для Ларисы», «Аленький цветочек», «Цветы полевые», «Маки для Ирины», «Ландыши» и другие. Вдохновляюсь любовью к людям, природе, цветам!

– Расскажите о технике, в которой работаете, и материалах.
– Я люблю мастихин за его порывистый широкий мазок, за его беглость, быстроту. Кистью пишу тоже, тогда и кисть моей руки становится продолжением моих кисточек. У меня в ходу и руки и пальцы. Работаю в порыве с большим чувством и настроением. Кистей тоже много разных. Очень люблю масло – волшебный материал. Весной, когда я сажаю на даче цветы, обожаю погружать руки в густую, теплую, влажную землю, непременно без перчаток, тогда растение стопроцентно приживается. Возникает некий энергообмен. Так и масло. Оно емкое, волнующее, податливое, может быть нежным, тонким, прозрачным, а может быть вязким, объемным и даже грубым, резким. Так рождаются эмоции. Так холст их впитывает и становится живым. На палитре краски смешиваю быстро, инстинктивно, находясь в поиске, порыве. Но, конечно, каждое мгновение у мольберта – это урок. Урок постижения ремесла и себя.
– Какими проектами Вы наиболее гордитесь?
– Особую гордость составляет галерея «Алые паруса» в одноименном комплексе на берегу Москвы-реки. Формат галереи – некоммерческое, благотворительное учреждение. С февраля 2004 года и по нынешний день галерея живет и работает для художников и зрителей, для нас, для современников. Стены галереи украшали имена и творения народного художника России Михаила Ромадина, заслуженного художника Натальи Кочетовой, создателя Национальной портретной галереи Александра Осипова. Особенно любимыми и востребованными являются постоянные участники экспозиции: Алексей Зайцев – топовый импрессионист России, абстракционист Дмитрий Стрелков, Ольга Зелинская, Евгений Денисов, Олег Федоров и Юрий Мацик.
Знаковой для меня стала выставка «ЛЮДИ-ЦВЕТЫ» в сентябре 2019г в Доме-музее Марины Цветаевой. Москве. Москвичка. 10 лет творчества.


Музей принял в дар на вечное хранение портрет «Марина», где Цветаева изображена на ярко-красном фоне, отражающем ее страстную, бескомпромиссную натуру.
«Марина-Рубин»- царь самоцветов, символ любви, страсти, чувства. Музей Марины Цветаевой стал для меня своеобразным крестным. И следующее значимое событие – персональный проект «Сад Елены и самоцветы Серебряного века» снова состоялся в этом гостеприимном Доме.

Серебряный Век – невероятное по красоте, уникальности и силе воздействия явление в русской литературе. Ожерелье имен: Блок и Брюсов, Цветаева и Ахматова, Гумилев и Анненский, Бальмонт и Зинаида Гиппиус, Мандельштам, Пастернак- квинтэссенция генной инженерии русского дворянства. Сколько поколений нужно было «выпестовать», чтобы родилась такая плеяда самоцветов, драгоценных камней, отличающихся редкой красотой, цветом, блеском, твердостью, сиянием, магическими свойствами. И, поэтому, Цветаева – Рубин! Ахматова- Сапфир- символ бессмертия, духовной силы. Каждая работа была дополнена моими собственными стихами. На вернисаже 2-го октября 2021 года выступали музыканты, которые написали целый цикл песен на стихи Мандельштама. Это сольный проект «ЛЁБА» талантливого Игоря Лебедева и его коллег. Зрители были в восторге! Связь времен очевидна и неоспорима! Серебряный век -живительная, питательная среда, вдохновение для нас, живущих в 21 веке!

– Расскажите о проекте “ЛЮДИ-ЦВЕТЫ”. Почему именно цветы?
– Главный проект -мое «ноу-хау», дело моей жизни – серия портретов «ЛЮДИ-ЦВЕТЫ».
Цель проекта- показать уникальность человеческой личности и судьбы, возвести на пьедестал. Вспомнить, что как и в эпоху Ренессанса – человек – самое прекрасное творение природы. Концепция проекта: авторская летопись современности, в которой характеры, личные достижения и устремления выдающихся современников, актеров, музыкантов, врачей, политиков, спортсменов, ученых, друзей соединены с характером, особенностями, легендой цветка. Рождаются портреты-ассоциации, портреты-метафоры: «человек-цветок», «люди-цветы». Почему цветы? Потому что люди прекрасны, как цветы. Жизнь человека и растений бесконечно связаны и невозможны друг без друга. Красоту человеческой личности помогают раскрыть именно цветы, растения.



Разве не приятно быть живым цветком? Побыть цветком? Многие мои знакомые спрашивают у меня: «А какой я цветок?». Это непросто. Это работа. Узнать о пристрастиях человека, особенностях характера, деятельности и найти растение, с которым человек бы совпал. Интересно, сложно, но невероятно увлекательно. Хочется собрать и изобразить прекрасный букет России. Нас с вами, живущих сегодня. Лица людей- суть эпохи. Первый портрет коллекции «Майя-Ирис» родился в 2010 году еще при жизни Майи Михайловны Плисецкой. Великая русская балерина изображена в образе пленительного, триумфального ириса – цветка богини радуги- Ириды. Стебель-пуант, лепестки-корона, мечевидные листья- свидетельство воинственного, прямолинейного характера балерины. Стихия ириса-вода. Майя Плисецкая танцевала «Лебединое озеро» 35 сезонов.
От всей души я желаю своим героям процветания, процветания нам, нашему времени, стране!
– Елена, поделитесь эмоциями от Вашей последней выставки.
– Моя последняя выставка – вернисаж проходила в Доме-музее Марины Цветаевой. Именно о проекте «ЛЮДИ-ЦВЕТЫ» и коллекции «Самоцветы серебряного века» там и шла речь. Экспозиция так и называлась «Сад Елены и самоцветы Серебряного века». В зале с символическим названием «Кафе поэтов», где читали свои стихи Борис Окуджава, Белла Ахмадулина и многие другие известные люди. Звучали стихи великих русских поэтов- Цветаевой, Ахматовой, Пастернака, Мандельштама и посвященные им мои собственные стихи.

Звучала музыка старинного рояля, на котором играла концертмейстер Дарья Политковская, и музыкального коллектива под управлением Игоря Лебедева. А еще гости вечера гадали на ромашке, на лепестках которой, были строки из стихотворений «великой четверки». Было много радости, удивления, озарений, высказано немало благодарных слов. Гости расходились воодушевленными, наполненными. Я благодарна всем пришедшим на вернисаж, всем, кто написал добрые слова и пожелания. Спасибо Музею , выдавшему мне благодарственное письмо «За успешную реализацию персонального выставочного проекта». Отдельная благодарность куратору выставочных проектов и выставок в музее Надежде Ивановне Федоровой. Её профессионализм, внимание, забота и чуткость помогли и успеху мероприятий, и хорошему настроению гостей и участников.

– Поделитесь дальнейшими планами.
– Очень хочется продолжить этот проект и написать еще много портретов «Люди-Цветы». Россия во все времена славилась неординарными, яркими личностями. В моем списке сейчас 100 персон, но пусть имен и портретов будет намного больше. Представляете, какой прекрасный след мы оставим свои потомкам? Это рассказ о наших современниках, умеющих «ЖИТЬ-ЛЮБИТЬ-ТВОРИТЬ».Ведь это и есть цвет и свет нации, ее духовная составляющая. И совсем не случайно моя новая выставка планируется в «Аптекарском огороде», старейшем Ботаническом саду России, который возродил и сделал культовым местом в Москве, Алексей Александрович Ретеюм со своей командой. Здесь прекрасно чувствуют себя и растения, и люди. Это место, где звучит музыка и поет душа. Для меня Алексей Ретеюм – человек-подвижник, Он чем-то напоминает мне Ивана Владимировича Цветаева, основателя Музея изобразительных искусств, который вкладывал личные средства в строительство монументального здания. Сам ездил в Каррару покупать мрамор для колонн музея. Алексей Александрович сутки напролет находится в Аптекарском огороде, сам отвечает на все звонки, ведет экскурсии, концерты. Портрет человека-цветка Алексея Ретеюма уже обдумывается мною. Продолжается работа над сериями «Из тьмы к свету» и «Ангелы времен года».

А мы желаем нашей потрясающей героине вдохновения и новых выставок! А также, оставаться светлым проводником в мир Добра, Искусства и Природы!