Людмила Зубкович, маркетолог, эксперт в области PR и организации мероприятий поделилась секретами успешной коммуникации с клиентами и типичными ошибками фрилансеров.
“В сфере маркетинга и рекламы я работаю уже более 10 лет. Благодаря своему опыту в разных направлениях и работе с большим количеством подрядчиков, я выявила схему успешного взаимодействия клиента и заказчика. А также убедилась, что построение личного бренда сильно упрощает поиск и дальнейшую коммуникацию с клиентами. Если вы все еще думаете, что соцсети – это личное, то вы безнадежно отстали от современного мира.” – поделилась Людмила.

Расскажите, чем маркетинг помогает вам в жизни?
Сфера маркетинга очень динамичная, нужно постоянно следить за тенденциями и трендами! Поэтому у меня появилась отличная привычка – постоянно развиваться и совершенствоваться как в профессии, так и в личной жизни.
Я живу своей профессией и большинство маркетинговых приемов использую на подсознательном уровне. Для меня маркетинг – это не работа, а образ мыслей.
У вас такой большой опыт работы в разных сферах. Вы начинали в IT, потом работали в строительном бизнесе, пищевой промышленности. Сейчас работаете в Beauty- и Fashion– индустриях. Вы все знаете про маркетинг и pr, нет желания пойти преподавать?
Я не стесняюсь признаться, что знаю не все. Но я знаю, где можно найти информацию, быстро обучаюсь и не боюсь внедрять новое. В наше время все очень быстро меняется, поэтому настоящий учитель может быть только действующим специалистом. Я очень хорошо помню как нам преподавали маркетинг седовласые старцы, которые в жизни не реализовали ни одного проекта.
На счет преподавания у меня есть такие мысли, тем более по первому диплому я учитель. Сейчас я больше сфокусирована на личных консультациях, но в дальнейшем все возможно.

Раньше вы работали в крупных корпорациях, почему решила уйти в сферу красоты?
Мне гораздо ближе этот сегмент. Анализ рынка (включая историю с тайным покупателем) премиальных салонов красоты или контрольная закупка строительных материалов? Мне кажется ответ очевиден. Более чем за три года работы в beauty- индустрии я по праву могу считать себя экспертом в области красоты. При желании могла бы начать вести блог на эту тему.
Не было страшно уходить со стабильной работы?
Мне давно хотелось работать на себя, но если честно, то я боялась. В голове было много стереотипов. Самый распространенный, что специалистов на фрилансе очень много и сложно искать клиентов. Но после того, как я проработала все свои ограничивающие убеждения – это произошло само собой! Стали появляться люди, с которыми раньше пересекались по работе, и просить что-то сделать!
Как оказалось по факту – людей, которые могут более-менее качественно заниматься продвижением, pr, маркетингом, в тысячи раз меньше, чем клиентов, которым это нужно.
Вы доверяете клиентам или берете предоплату?
Доверять клиентам – это не значит, что не надо подписывать договор и брать предоплату. Предоплата организует и вас и клиента.



Продолжая тему доверия и честности. Вы согласны, что причина многих проблем — недосказанность и не проговоренные ожидания?
Да, согласна. Поэтому очень важно перед стартом работ давать клиенту бриф на заполнение. Многие до сих пор игнорируют этот момент и очень зря! Но тут важно еще правильно составить бриф. Для каждого своего клиента я составляю его индивидуально, многое зависит от сферы деятельности и от запроса самого клиента.
Еще бывает такое – заказчик просит: «Мы можем за месяц увеличить заказы в два раза?» Исполнитель точно знает, что нет, но говорит: “Попробуем.” Получается вроде и не обещал, но у заказчика ощущение такое сложилось. По итогам месяца может быть конфликт. Не бойтесь говорить заказчику, если те цели, которые он ставит не выполнимы или требуют бОльших затрат. Если клиент адекватный, то он поймет. Если нет, то может и не стоит начинать с ним сотрудничать? Тут уже вам решать. Помните, выбирает не только клиент!

Допустим, собственник бизнеса, прошел курсы по какой-то тематике и считает, что теперь он профи и может учить фрилансера. Такое часто бывает?
Да, и это большая проблема. Нужно ли предпринимателям проходить курсы? Да! Это необходимо, чтобы понимать, как все работает (понимать реальные сроки и затраты, правильно выбрать подрядчика и т.д.) и контролировать результат!
Главное – это контроль результата, а не процесса. Процесс – это уже обязанность и ответственность специалиста, которого наняли! Перед стартом проекта нужно выставить контрольные точки и сверяться с ними, а не влезать в процесс. Причем многие без курсов и обучений считают, что они все знают и сделают лучше. Причина этого кроется глубже – нас не учат делегировать. Люди безумно боятся отдать что-то и не контролировать весь процесс. Делегировать — это же доверить другому человеку выполнять часть действий в твоем бизнесе, контролируя не процесс его работы, а только результат. И вот мы опять вернулись к теме доверия в бизнесе.
На самом деле неумение делегировать – одна из причин, почему бизнес не развивается. Собственник тратит время на рутину и текучку, вместо работы над масштабированием бизнеса.
Что посоветуете специалистам, которые хотят уйти в фриланс?
Я против резкого ухода с работы. Начните искать клиентов параллельно с основным местом работы. Так вы реально оцените свои силы, поймете нужно вам это или нет. На самом деле, многие фрилансеры через какое-то время возвращаются обратно в офис. И это нормально, не все могут и должны работать на себя.